Муниципальная экспериментальная площадка «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»
В ноябре 2017 года МБДОУ д/с № 1 г. Починка был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС дошкольного образования»
Руководитель инновационной площадки МБДОУ д/с № 1 г. Починка:
Координатор:
Участники экспериментальной площадки:
Цель: сформировать у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности и способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Основные задачи экспериментальной площадки:
1. Построить модель познавательно-исследовательской деятельности в мини - лабораториях групп детского сада, через интеграцию опытно-экспериментальной деятельности.
2. Активизировать интерес детей к окружающему миру.
3. Систематизировать знания детей о явлениях природы:
4. Развивать у детей умственные способности:
5.Социально-личностное развитие каждого ребёнка:
6. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
Принципы реализации экспериментальной деятельности:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем
решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Деятельность инновационной площадки предполагает 4 этапа:
1 этап ноябрь 2017г. – август 2018г. – Организационный
- Создание творческой группы педагогов по развитию познавательно- коммуникативных компетенций в процессе проектно-исследовательской деятельности.
- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
- Повышение компетенции педагогов (через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках программы.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группах центры по экспериментированию.
2 этап сентябрь 2018 - август 2021 г - Практический
- Организация постоянно действующего семинара для воспитателей по теме «Влияние исследовательской деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников».
- Корректировка тематических планов по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на дальнейшем этапе. Создание картотеки занятий по детской экспериментальной деятельности в рамках программы.
- Использование интерактивных методов обучения в работе с детьми и педагогами.
- Разработка системы проектно-исследовательской деятельности в учреждении.
- Разработка единой диагностической методики по исследовательскому обучению дошкольников.
- Создание банка детских и взрослых исследовательских проектов в детском саду.
- Участие детей и педагогов в конкурсах различного уровня.
- Привлечение родителей как единомышленников к совместной деятельности.
- Организация и проведение совместных мероприятий с родителями по исследовательской деятельности детей.
3 этап сентябрь 2021 г. - Корректировочный
- Анкетирование педагогов, с целью определения степени овладения детьми исследовательской деятельностью; выявления положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития познавательной активности детей путём экспериментирования.
- Анкетирование родителей, с целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей.
- Корректировка календарного плана деятельности на дальнейших этапах. Проведение мониторинга успешности реализации программы. Анализ полученных результатов. Анализ рисков, деятельность по минимизации рисков.
4 этап Октябрь 2021 г. - май 2022 г - Заключительный
- Мониторинг профессиональной компетенции педагогов.
- Адаптация модели проектно-исследовательской деятельности к комплексно- тематическому планированию образовательной программы дошкольной организации.
- Анкетирование родителей воспитанников организации на предмет удовлетворённости результатами проектно-исследовательской деятельности детей.
- Обобщение опыта работы по проектно-исследовательской деятельности в педагогических мероприятиях различного уровня.
- Системный анализ проведённой работы.
- Создание методических рекомендаций по развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты
1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольной организации и родителей.
2.Улучшение качества работы каждого педагога.
3.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
4.Повышение уровня мотивации к исследовательской деятельности.
5.Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
6. Развитие умения анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с интересом проводят опыты.
7. Развитие умения с помощью взрослого, а иногда и самим создавать условия для проведения исследований, опытов и наблюдений.
8. Формирование познавательной активности, интереса к миру.
9. Дети увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели.
10. Обогащение и разнообразие речи детей: умеют ясно выражать свои мысли, правильно строить предположение, составлять связные творческие рассказы.
11. Повышение уровня познавательных способностей, уверенности в собственных силах, мотивации к школьному обучению, расширился кругозор.
12. Повышение интереса родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Документы: