Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
В 2018 году МБДОУ д/с № 1 г. Починка включен в состав сетевой инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее – инновационная площадка) по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».
Инновационная деятельность в рамках данной площадки осуществляется под научным руководством заместителя директора по научной работе, кандидата психологических наук, доцента ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Кириллова Ивана Львовича и соавтора образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение», генерального директора издательства «Национальное образование», кандидата экономических наук Федосовой Ирины Евгеньевны.
Руководитель инновационной площадки МБДОУ д/с № 1 г. Починка:
Координатор:
Участники инновационной площадки:
Руководитель, педагоги и другие сотрудники дошкольной образовательной организации, другие участники образовательных отношений, авторы ООП «Вдохновение», научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», методисты «Издательства «Национальное образование».
Цель: достижение нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, отвечающего на вызовы современной социокультурной ситуации развития детства и отражающего современные научные и методические подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с использованием инновационной образовательной программы "Вдохновение"
Основные задачи инновационной деятельности:
Концепция инновационной деятельности
Изменение требований к качеству дошкольного образования обусловлены изменяющейся социокультурной ситуацией развития детства, направлениями социально-экономического развития Российской Федерации, модернизацией системы дошкольного образования РФ, изменением нормативно-правовой базы дошкольного образования.
В соответствии с новыми требованиями к качеству образовательный процесс в дошкольной организации должен стать комплексным и целостным процессом развития ребенка, охватывающим все области и направления развития: личностное, физическое, когнитивное, социальное, эмоциональное и другие.
Образовательная деятельность по программе, удовлетворяющей современным требованиям к качеству дошкольного образования, должна учитывать как биологические факторы развития, так и факторы окружающей среды, в том числе, социокультурный контекст развития ребенка.
Разрабатываемая на основе Программы «Вдохновение» ООП ДОО должна учитывать данные современных научных исследований в области психологии и психофизиологии развития, опираться на лучший отечественный и зарубежный опыт в области дошкольного образования.
Принцип совместного действия — со-конструкции, заложенный в Программе «Вдохновение», должен стать стержневым ядром ООП ДО. Поддерживая конструктивистский принцип активности ребенка и его собственный вклад в развитие, необходимо осмыслить тот факт, что образование является социальным процессом и происходит в совместной деятельности, в диалоге, в котором дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы. В образовательной деятельности, реализуемой в соответствии с новой ООП ДОО, должны быть активны и сам ребенок, и окружающая среда. Образовательные процессы должны совместно конструироваться детьми и взрослыми, дети и взрослые совместно должны конструировать (создавать) значения и смыслы, познавать мир.
Инновационная деятельность должна показать возможности и направления решения задачи создания ООП ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО, ПООП ДО и других актуальных нормативных документов, регулирующих деятельность образовательных организаций в сфере дошкольного образования на основе Программы «Вдохновение».
В начале инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана команда разработки и внедрения ООП ДОО, в которую должны войти, с одной стороны, руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в команду представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Далее такая команда будет называться «командой изменений».
Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:
I этап – ноябрь – декабрь 2018 г. – подготовительный (аналитический этап), в рамках которого предполагается проведение командой изменений исследования и анализа
- современной социокультурной ситуации, современного понимания детского развития и актуальных представлений о качестве дошкольного образования;
- требований текущей нормативно-правовой базы дошкольного образования;
- современных научных и методических подходов к дошкольному образованию;
- целей, задач, принципов, требований, содержания и организационных подходов ООП «Вдохновение»;
- текущей образовательной деятельности ДОО.
II этап – 2019 год – основной (этап реализации), в рамках которого предполагается разработка, внедрение и реализация основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, созданной на основе ООП "Вдохновение", включающая
- разработку концепции и модели новой ООП ДОО;
- разработку нового текста ООП ДОО;
- совершенствование педагогического мастерства коллектива ДОО с целью эффективной реализации образовательного процесса в соответствии с новой ООП ДОО;
- создание условий реализации образовательной деятельности в соответствии с новой ООП ДОО;
- внедрение и реализацию новой ООП ДОО;
- оценивание, контроль и анализ реализуемой по новой ООП ДОО образовательной деятельности, разработка системы управления качеством образовательной деятельности ДОО;
- совершенствование образовательной деятельности по новой ООП ДО
III этап – январь- июнь 2020 года – заключительный (этап подведения итогов), в рамках которого предполагается выполнение комплекса работ по итогам инновационной деятельности, включающего
- разработка модели совершенствования образовательной деятельности, реализуемой по новой ООП ДОО, системы управления качеством образовательной деятельности;
- корректировка содержания ООП ДОО, ее инструментов и процедур, и организационных условий реализации по итогам анализа ее реализации на II этапе и внесение соответствующих изменений в ООП ДОО;
- разработка методических и практических рекомендаций, запланированных в рамках работы инновационной площадки.
Планируемые результаты деятельности площадки:
ООП дошкольного образования, построенная на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», позволит создать требуемые новые психолого-педагогические условия образовательной деятельности, которые позволяют:
Документы: